Зависть - женского рода
- Наталья Никишина
- 5 мар. 2017 г.
- 9 мин. чтения
Существительное "зависть" происходит от глагола "завидеть". То есть увидела и захотела такое же или то же самое.

Говорят, это чувство свойственно и мужчинам. Но у мужчин зависть какая-то грубая, примитивная: Каин убил Авеля, Сальери отравил Моцарта... Просто вспомнить противно. А у нас, у женщин, все легко, воздушно. Вот присудил Парис яблоко Афродите, прекраснейшей, по его мнению, а Афина позавидовала. И что вышло? Правильно: Троянская война. Но кроме этой мифической войны, возникли "Илиада" и "Одиссея", тысячи скульптур и картин, сотни и сотни спектаклей, а уж сколько стихов!..
Да, пожалуй, вся цивилизация построена на элементарной женской зависти. И вовсе не реклама, а зависть - двигатель прогресса.
Может быть, все современное производство тканей, все курсы кроя и шитья, все эти подиумы и коллекции "от кутюр" начались каким-нибудь ясным доисторическим днем, когда пораженное племя обнаружило, что одна из дам не просто накинула на плечи шкуру мамонта, но эдак оригинально обернула ее вокруг бедер, да еще продернула в дырочки лиану, чтобы подчеркнуть талию. Естественно, остальные леди осудили нахалку, но уже на следующее утро все щеголяли в точно таких же нарядах.
А посуда? Стоило одной домохозяйке нарисовать на своих плошках кружочки и полосочки, как и остальные немедленно раскрасили свои "сервизы"... Не говоря уже об украшениях. С завистливого женского взгляда начались некогда Каменный век, и Бронзовый, и Железный... Станки и заводы, стада и пашни, империю игр и империю моды - все это создала жгучая женская зависть. А если серьезно...
"Меня сформировала... зависть!"
Есть у меня знакомая - Мариша. Она исключительно завистливый человек. Узнает, что подруга ходит на курсы шейпинга, и непременно запишется на такие же. Подруга Маришина через месяц курсы забросит, а Мариша годами будет заниматься и обязательно постройнеет. Или обнаружит у кого-то в доме гобеленчик и не успокоится, пока сама такой же не сотворит.
Каждый год у нее новое увлечение: то керамика, то роспись по стеклу, то вязаные куклы... Впрочем, Мариша завидует не только чужим увлечениям, из зависти она окончила то ли три, то ли четыре института... Она много лет водит машину, но недавно на какой-то тусовке одна из девушек сказала, что научилась управлять спортивным самолетом, и я увидела нехороший блеск в Маришиных глазах. Видимо, совсем скоро она помашет мне из поднебесья.
В детстве, будучи болезненной и слабой, она до слез завидовала детям, ловко прыгающим и быстро бегающим. И хотя над ней смеялись одноклассники, она вновь и вновь пыталась взять высоту. Но через четыре года над ней уже никто не смеялся: Мариша стала гордостью школы, победителем всех городских спартакиад.
К восьмому классу она стала завидовать хорошо одетым подругам. Рукоделие в те годы было не в моде, ценились "фирменные" вещи. И Марина научилась идеально их подделывать, копировать "лейбы", "затирать" джинсы...
"Ты знаешь, - призналась она мне недавно, - зависть меня сформировала. Я давно уже не завидую каким-то вещам, деньгам. Только умению и знаниям. Каждый раз, получая какой-то навык, какие-то новые знания, я переставала завидовать чему-то материальному, и мне хотелось совсем неосуществимого..."
Сейчас ее просто обуревает идея плавания на паруснике. В каком-то журнале она увидела снимок - и позавидовала...
Но, если честно, Мариша - существо уникальное. Ведь одно дело позавидовать, а другое дело - создать что-то, добиться. Да и не у всех завидующих такие высокие и сложные цели. Чаще всего их завистливый взгляд останавливается на вещах элементарных, хотя и не дешевых. Но почему при наличии рекламы, при таком количестве дорогих магазинов и сияющих витрин, они с завистью смотрят только на те предметы, которые уже кем-то приобретены? Завидуют, ибо не знают, чего им хотеть. Разве вы не замечали за собой или за другими, что какой-нибудь гриль или холодильник совершенно не привлекают внимания, пока их не купят Маша или Алина. Вот тут-то некоторым непременно потребуется точно такой же. Почему? Потому что собственное мнение по поводу качества тех или иных вещей у них отсутствует. Потому что у них нет собственного критерия касательно одежды и украшений. Потому что у них нет необходимых знаний или достаточной уверенности, чтобы принять то или иное решение.
Иногда у какой-нибудь женщины вся ее жизнь опирается на принцип: "А у Нины уже есть!" У Нины уже есть муж - значит, и мне пора; Нина купила холодильник - и мы купим; Нина рожает ребенка - и я хочу. Конечно, этим женщинам, прежде чем завидовать и повторять чьи-то действия, не мешает задуматься над собственными желаниями. Проверьте себя, может быть, вам нужно что-то совсем иное, а не то, чему вы позавидовали...
Гонка за лидером
Люба завидовала Галине еще с детского сада. На новогодний утренник в средней группе Галочка пришла не в обычной марлевой "снежинке", а в парчовом платье, как у принцессы. С тех пор, с этого голубого платья, началось Любино восхищение Галочкой и горькие слезы из-за нее.
Галя записывалась во все кружки, и Люба шла за ней, хотя выступать боялась, а всякие поделки просто терпеть не могла. У нее самой были прекрасные математические способности, но в школе ей казалось, что это неинтересно, серо... Вот другое дело - стоять на сцене, как Галочка, и петь или читать стихи.
Став старше, Люба просто возненавидела свои прямые волосы и стала красить их в каштановый цвет и завивать, пока не получалась прическа, похожая на Галкины природные кудри. Когда в восьмом классе Галина стала встречаться с Васильевым из 10-го "В", Люба тоже назначила свидание одному десятикласснику, хотя этот постоянный победитель в драках на школьном дворе ей совсем не нравился, а нравился тихий Петя с пушистыми ресницами, сидевший за соседней партой...
Разошлись дороги девушек после того, как Люба "провалилась" в театральный, а Галочка, конечно, туда поступила. Люба успела сдать экзамены в экономический, и дальше их совершенно разные жизни не пересекались.
Но все равно, даже не видя Галочку, Люба ей завидовала. Ведь у той была совершенно особенная красивая жизнь, в среде, где обитают настоящие "звезды". Что значит по сравнению с этим скучная Любина карьера деловой женщины? А дела у Любы шли удачно, она вошла в правление крупнейшей фирмы. Много внимания уделяла своей внешности.
Однажды Любин стилист убедил ее отказаться от привычной завивки и вернуться к своему естественному оттенку волос. Люба посмотрела на себя в зеркало и впервые подумала, что, может быть, она напрасно когда-то завидовала каштановым кудряшкам подруги. И еще ей показалось, что зря она не стала тогда участвовать в школьной математической олимпиаде, и пожалела, что не ответила на Петькину записку. Да и с первым мужем рассталась она напрасно: ей все казалось, что уж Галка ни за что не выбрала бы себе такого скромного, незаметного человека...
Еще через несколько лет Люба встретила Галину на каком-то мероприятии, где Любина фирма являлась спонсором. Они посидели за бутылочкой сухого, вспомнили школу, рассказали о себе. И Галочка, подперев рукой каштановые кудряшки, сказала, глядя на Любу, с нескрываемой завистью: "Везет же некоторым!"
И, действительно, отчего какой-нибудь человек вызывает у нас такие эмоции, что мы всю жизнь готовы следовать этой зависти? Может быть, это наш собственный, родной комплекс неполноценности играет с нами такую шутку? Все-таки желательно уже в юном возрасте знать свои таланты и способности, предвидеть возможности, ценить внешность, данную природой... Вот в этом, конечно, важно участие матери. Кто знает, может быть Люба стала бы лауреатом Нобелевской премии, если бы ее мама не забывала повторять о том, что ее дочь талантлива и красива. Впрочем, у Любы жизнь сложилась достаточно удачно, но случается, что, выбрав себе предмет зависти, девочки ломают собственную судьбу.
Чужой друг лучше своих двух
Лариса - очень симпатичная молодая женщина. Есть в ее облике нечто от изящной кошки. Она - чудесная приятельница, отзывчивая, готовая помочь. Если кто-то болен, она готова и в магазин сбегать, и пол помыть. Лариса - интересный собеседник, много читала и читает, ходит в театр. Когда я с ней познакомилась, то была просто очарована.
Но познакомившая нас Наташа предупредила меня: "Ты с ней слишком не сходись и держи от своего дома подальше. Она уже у Вали отбила любовника, а у Татьяны - мужа". Такое сообщение меня просто заинтриговало. Тем более что на тот момент ни друга, ни мужа у меня не было. И я сошлась с Ларисой поближе.
Наташа, которая предупреждала меня об опасности, сама эту опасность не заметила. В течение полугода я наблюдала, как Лариса изящно передвигается по Наташиной квартирке, кокетливо беседует с Наташиным бойфрендом, засиживается у них допоздна, и, естественно, Наташин друг идет провожать Ларису к троллейбусу...
А потом она разом исчезла, а следом "испарился" Наташин друг. Однажды эту парочку я встретила в центре города - кажется, они были вполне счастливы.
Затем мужчина попытался вернуться к Наташе, и мне стало понятно, что Лариса нашла какой-то иной объект. А еще позже я увидела Ларису с интересной женщиной в кафе (они увлеченно беседовали о чем-то), а рядом сидел вполне обычный мужчина. Как события будут развиваться дальше, я понимала...
Но вот что осталось за гранью моего понимания: зачем Лариса действует подобным образом? Она - интересная женщина и прекрасно отдает себе в этот отчет. У нее много поклонников среди свободных мужчин, но она упорно "уводит" их у своих подруг и затем быстро к ним охладевает. Может быть, с ней когда-то поступили подобным образом, и идея мести овладела ею в полной мере? Или отец ушел из семьи, и эта травма проявляется в ее взрослой жизни именно так? Или все та же внутренняя несостоятельность делает для нее престижным, интересным лишь тот объект, который уже оценили до нее, подтвердили его качество, так сказать?
Подобные вещи часто происходят в подростковой среде, когда все девочки в классе вдруг увлекаются одним мальчиком. У девочек нет еще собственного мнения, своих критериев, да, в сущности, и влюбленности, как таковой, нет, есть лишь ее предчувствие. Возможно, у взрослых женщин механизм тот же: оценила другая, значит, он хорош и для меня. Конечно, незрелость такой позиции заметить нелегко, ведь снаружи столько косметики, серьезных разговоров, страстей... А если все-таки разобраться? Вдруг наша жгучая зависть - всего лишь детская боязнь быть не такой, как все, не успеть или, что, конечно, страшнее, - желание заполнить внутреннюю пустоту...
"Смотрите, завидуйте, я - ..."
А собственно, кто вы? И почему вам должны завидовать? Маяковский, бедняга, полагал, что все народы должны завидовать ему из-за его советского гражданства, что по нынешним временам неактуально.
Что же демонстрируют женщины, которые хотят, чтобы им завидовали? Ну, естественно, прежде всего, материальное и семейное благополучие.
О, Боже, сколько раз за вечер скажет мадам Петрова, что кольцо у нее с бриллиантом! А как вызывает на прилюдный поцелуй своего супруга мадам Иванова! Зачем они так подчеркивают свое богатство и семейную идиллию? Может быть, одной из них кажется, что она недостаточно богата, а другой - что не совсем счастлива? Или их не слишком уважают в семье и на работе, и они пытаются компенсировать этот недостаток почтения?
Каждый случай уникален. Если кто-то упорно требует от вас "смотреть и завидовать", смотрите очень внимательно, возможно, завидовать нечему...
И все же огромное количество женщин неустанно твердит своим благоверным: "А вот Лукьяновы уже купили!.. А вот у Валентины уже есть!.. А вот соседи уже съездили!.." Вряд ли они действительно завидуют этим Лукьяновым и соседям, просто они используют зависть как стимулятор развития. Но, как любой стимулятор, это средство может обратиться во вред. Долго выслушивая о том, что уже есть у Лукьяновых, муж может, в конце концов, при встрече набить неповинному Лукьянову морду. Или вовсе уйти к этой Валентине, у которой все уже есть. Или затеять сложный обмен, чтобы избавиться от соседей слева, которые то и дело куда-то ездят. Если вы этого и добивались, прекрасно, но если нет...
Что же делать, если зависть стучит в ваше сердце и нет вам покоя ни днем, ни ночью? Прежде всего, задумайтесь, чего же вам, собственно, хочется: иметь нечто точно такое же или стать такой, как владелица этого вожделенного? Купить вещь проще простого, даже если она очень дорогая. Можно занять, скопить, заработать. Но есть ли смысл в покупке, если дело не в вещи?
Проанализируйте, что такого в ее обладательнице, что вас задевает? Чем она от вас отличается? Вспомните, с чего началась ваша зависть? Если истоки ее глубоки и не дают вам покоя, обратитесь к психологу, не спешите ввязываться в гонку за вещами. Посмотрите на себя со стороны, оцените свои достоинства, свою индивидуальность, собственные желания. Попробуйте составить схему, в которой на каждое положительное качество той, кому вы завидуете, вы найдете свое. Все ли радости своей жизни вы видите? Стоит ли портить себе настроение, а иногда и судьбу из-за желания, пусть и жгучего, но временного? И, наконец, учитесь себе отказывать, хотя бы иногда. Ведь вы уже не ребенок, который хватает со стола все сладости, которые туда поставили, а потом три дня сидит на горшке. Как говорили древние, учитесь властвовать собой.
Какого цвета ваши завидки?
Принято считать, что черной завистью завидуют негодяи и гады, белой - люди идеальные и прекраснодушные. Но, как известно, в реальной жизни редко попадаются люди только плохие или только хорошие. Сколько людей - столько и характеров. Значит, и цветов у зависти не два, а гораздо больше.
Черная. С этим цветом все ясно. Вот хотя бы эта цитата: "...Она, черной зависти полна, бросив зеркальце под лавку, позвала к себе Чернавку..." Черная зависть сказочная, самая-самая жгучая-прежгучая. Почему-то этой завистью все народы мира наделили в своих сказках мачех, старших сестер и братьев... Может быть, потому, что уже древние знали: мать всех комплексов - семья.
Коричневая. Почему коричневая? А помните старый анекдот про Вовочку? Он собирался пойти на детский праздник в коричневом костюмчике и в коричневой шапочке и сыграть соответственно то самое вещество...
Или скажем, идете вы, такая себе цветущая, вся в розовом настроении, а навстречу вам дорогая подруга. И говорит она вам сладким голосом:"Что с тобой сегодня? Когда ты была у врача? Тебе необходимо лечиться! Вид ужасный!" И все - день сияющий померк, а подруга пошла себе обливать коричневым следующих клиентов.
Дамы в коричневом очень энергичны и жужжат день-деньской, успевая отметить все вокруг: и новое пальто сослуживицы ("Ах, какая покупка неудачная, материал - подделка"), и очередного кавалера приятельницы ("Он такой липучий тип, я еле его отшила"), и путевку на курорт родственницы ("Зачем тебе эта дыра? Море грязное, мужчин нет, кругом радиация").
Красная. Ну, это явление массовое. Классовое и расовое, а также национальное. Это "почему у них есть, а у нас нет"? Это вечное деление на "они" и "мы". Красная потому, что проливает она потоки крови.
Зеленая. Зависть сосущая и бесплодная. Зависть к тому, чего получить нельзя: к молодости, веселью, жизнерадостности. В сущности, печаль о себе, бедненькой. Завидует, завидует и позеленеет...
Нежно-сиреневая. Прелесть, а не зависть. Такая нежная, воздушная, такая лапочка... Да, мы все, бывало, ею завидовали, лет в тринадцать-четырнадцать, глядя на киноэкран и представляя себя точно в таком же платье и на таком же балу. Очень безобидная зависть, если, конечно, вы с ней не дожили до сорока...
Синяя. Ну, это исключительно спортивная зависть. По цвету морских брызг и горного воздуха. Зависть, толкающая на рекорды. Вполне здоровое чувство.
Бордовая. Это когда щечки становятся бордового цвета, если чьи-то глазки разгораются на чужое. Такие клептоманки в доме - признак того, что у вас есть нечто, вызывающее желание украсть. Что ж, либо любуйтесь своим сокровищем по ночам, в полной тайне, либо привыкайте к бордовому цвету на щеках приятельниц.
Белая. Естественная зависть, совершенно чистая - к мастерству, к умению, таланту. Но настоящая женщина, даже завидуя белейшей, как первый снег, завистью, не преминет заметить: "А ноги у нее все-таки кривоваты..."

Comentarios